Тема проекта: Формирование функциональной грамотности на уроках родного языка и родной литературы у условиях цифровизации образовательной среды,
а также в рамках внеурочной деятельности
Направление: Цифровизация образовательной среды
Руководитель РИП: Вялкова Лариса Михайловна, директор МБОУ «Гимназия № 79» г.Барнаула
Заместитель руководителя: Тарасова Ольга Владимировна, заместитель директора по УВР МБОУ «Гимназия № 79» г.Барнаула
Приказ МБОУ "Гимназия №79" от 21.03.2023 № 77/1-осн. "Об утверждении плана реализации проекта в рамках Региональной инновационной площадки" Скачать
Презентация РИП МБОУ "Гимназия №79" Скачать
Презентация "Решение заданий по функциональной грамотности из банка РЭШ на уроке (математика 8 класс)" Скачать
Кейс-чемпионат МБОУ "Гимназия №79" Скачать
Кейс-чемпионат как форма по формированию функциональной грамотности школьников Скачать
НОВОСТИ
"Особое событие"
АИРО и барнаульская гимназия №79 подписали соглашение о сотрудничестве
29 марта 2022 на базе АИРО им. А.М. Топорова прошел установочный семинар для коллектива нашей гимназии на тему «Развитие профессиональных компетенций педагогов по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся».
В рамках семинара для учителей и руководителей образовательного учреждения была проведена экскурсия по институту. Мы посетили студию для видеосъемки Jalinga, модельный библиотечно-информационный центр и 3D-лабораторию, где нам показали современное оборудование и продемонстрировали его возможности.
В конце мероприятия директор АИРО Марина Дюбенкова и директор гимназии №79 Лариса Михайловна Вялкова подписали соглашение о сотрудничестве между учреждениями.
Лариса Михайловна Вялкова:
— Этот документ для нашей гимназии означает, что нам доверяют в работе. Это событие стало источником вдохновения и новым витком развития.
"Летняя филологическая школа"
С 9 по 13 августа 2022 г в селе Ая Алтайского района прошла межрегиональная летняя филологическая школа «Язык всем знаниям и всей природе ключ», в которой педагоги нашей гимназии совместно с директором Л.М. Вялковой приняли участие.
В программу школы вошли практические занятия по освоению новых образовательных технологий, направленных на развитие функциональной грамотности учащихся в урочной и внеурочной деятельности, круглый стол по вопросам преподавания родных языков и родной литературы, уроки актерского и сценического мастерства, тренинг по профилактике профессионального выгорания, мастер-класс каллиграфического письма, творческое общение и досуговая программа.
Участники мероприятия представляли образовательные организации Алтайского края, Республик Алтай и Тыва. Это прежде всего были учителя русского языка и литературы, родного языка и литературы, а также учителя начальных классов. Педагоги спроектировали новое мероприятие кейс-чемпионат по функциональной грамотности «Мы будущее России», апробация которого будет проведена позже.
"Дни образования и науки на Алтае 2022: педагоги апробировали новый кейс-чемпионат по функциональной грамотности"
22 сентября 2022 года в АИРО рамках Дней образования и науки на Алтае состоялась педагогическая мастерская «Как провести кейс-чемпионат по функциональной грамотности?». Участники, 18 педагогов, среди которых были и наши коллеги, проиграли сценарий проведения кейс-чемпионата по функциональной грамотности.
Мероприятие модерировала заместитель директора по научной и инновационной работе АИРО Татьяна Райских.
В начале педагоги и руководители общеобразовательных организаций познакомились друг с другом. Затем путем жеребьевки среди них были определены ведущий, члены жюри и две команды игроков. Чемпионат состоял из пяти туров («Визитка», «Биатлон», «Блиц-турнир», «Черная метка», «Я — креативный»). В финале учителя обсудили проекты модельных документов и методические материалы.
Татьяна Райских:
— Кейс-чемпионат – это результат проектной совместной работы учителей и сотрудников АИРО. Во время работы летней филологической школы в августе мы спроектировали этапы проведения кейс-чемпионата. Позже объединили их в продукты, которые можно использовать при организации занятий: сценарии проведения, критерии оценки, бланки, сами кейсы, описание различных этапов, турнирные таблицы. На сегодняшнем мероприятии мы апробировали технологию проведения кейс-чемпионата, проиграли все его этапы, которые учителя будут проводить в своих школах для обучающихся 7-8 классов. Именно эта возрастная категория будет участвовать в оценке качества региональной системы образования по модели PISA осенью 2023 года.
"Промежуточные результаты апробации кейс-чемпионата по функциональной грамотности"
Проведение чемпионата среди школьников 7-х классов на базе гимназии №79 состоялось 28 октября 2022 года. В кейс-чемпионате приняли участие 4 команды учащихся 7-х классов, а учащиеся 10 классов выступили в роли ведущих.
Кейс-чемпионат состоял из пяти туров: «Визитка», где участники презентовали визитку своей команды; «Биатлон» - участники в течение 5-ти минут работали в группах с текстами кейсов и формулировали не более 3-х вопросов для команды соперников, затем начинался биатлон – команды по очереди задавали вопросы друг другу, вопросы соперников повторять было нельзя; «Блиц-турнир», в котором участники в течение 10 минут работали в группах с заданиями, заполняли бланки; «Черная метка» - в этом туре команды презентовали решения кейс-ситуаций, которые были подготовлены заранее перед кейс-чемпионатом (домашнее задание), решения должны были быть оформлены в виде презентации, капитан команды выбирал «Черную метку» с номером кейса и вручал ее любой команде соперника для презентации решения. Заключительный тур «Я-креативный» - капитан команды выбирал две карточки, на которых написаны слова, команда в течение 5 минут придумывала новые слова, объединяющие то, что зафиксировано на карточках, каждое слово команда объясняла. Безусловными победителями кейс-чемпионата стали команды 7б класса «Без названия», и 7в класса «Дружина».
Детям очень понравился кейс-чемпионат, для них это возможность открыть свои способности на совершенно новом уровне, это формат соперничества среди учащихся. Несмотря на то, что с первого сентября 2022 года все учащиеся 3-8 классов знакомятся с заданиями по функциональной грамотности на уроках и во внеурочное время, в рамках курсов по внеурочной деятельности, кейс-чемпионат позволил детям научиться работать в команде, находить нестандартные решения заданий по функциональной грамотности, проявить свою креативность и неординарность. Знания по финансовой грамотности, со слов детей, пригодятся им на уроках по функциональной грамотности, по вероятности и статистике, а самый главный вывод, который сделали дети: эти знания пригодятся в жизни для решения практических задач. Ведь функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах!
Ольга Владимировна Тарасова, заместитель директора по УВР отметила: «Очень понравилась необычная форма работы с детьми по решению заданий по функциональной грамотности. Учителей и детей очень увлекла работа и по подготовке к кейс-чемпионату, и по его проведению. Многие учителя пришли к выводу, что использование заданий по функциональной грамотности-это необходимая часть урока по обновленным ФГОС, которая помогает детям подготовиться к предстоящим экзаменам и научится решать жизненные задачи! Спасибо огромное организаторам за возможность апробировать кейс-чемпионат по функциональной грамотности в нашей школе!».
В АИРО им. А.М. Топорова отметили работу наших педагогов и вручили им благодарственные письма за активную работу по развитию функциональной грамотности в образовании.
"Международная Ярмарка социально-педагогических инноваций - 2022"
31 октября 2022 года в селе Черемное Павловского района на базе Первомайской школы состоялся XII региональный этап Международной ярмарки социально-педагогических инноваций. Учредителем мероприятия являлось Отрадненское управление Министерства образования и науки Самарской области. Поддержку в проведении оказали Алтайский институт развития образования им. А.М. Топорова и администрация Павловского района.
Ярмарка прошла с целью выявления, экспертизы и тиражирования эффективных решений социально значимых проблем в сфере образования. Помимо педагогов Алтайского края в ней приняли участие педагоги Ярославской, Самарской, Иркутской областей, Пермского края и г. Братска.
На мероприятии была предоставлена возможность поделиться своим инновационным опытом — различными находками, методиками и дидактическими ресурсами. Также благодаря ярмарке участники могли найти инвесторов для воплощения креативных идей.
Директор гимназии Лариса Михайловна Вялкова рассказала об опыте, который представили учителя учреждения:
— На ярмарке мы продемонстрировали в разных номинациях несколько педагогических продуктов. Первый касался наших наработок по функциональной грамотности. Второй — успешного опыта участия в грантовых конкурсах; мы рассказали о нашем проекте-победителе «Актовый зал — территория развития и творчества». Третий продукт застрагивал наработки по экологическому воспитанию учащихся.
Также Лариса Михайловна подчеркнула, что гимназия № 79 является региональной инновационной площадкой по двум направлениям функциональной грамотности — читательская грамотность и креативное мышление.
В ярмарке принимали участие наши педагоги. Батурина Екатерина Геннадьевна, учитель английского языка, рассказала о нашем успешном опыте в проведении кейс-чемпионата по функциональной грамотности в гимназии, подготовке к нему и его особенностях. Жюри оценило наши старания и наградило педагога грамотой за 1-е место
"Стажерская практика по функциональной грамотности"
16 марта 2023 г. в МБОУ «Гимназия №79» состоялась стажерская практика по функциональной грамотности на базе РИП для педагогов и руководителей образовательных организаций Барнаульского образовательного округа. Данное мероприятие было организовано при методической поддержке АИРО имени А.М. Топорова. В стажировке приняли участие 16 педагогов и руководителей из школ города Барнаула, Павловского района, ЗАТО Сибирский - МБОУ «СОШ № 31», МБОУ «СОШ № 70», МБОУ «СОШ №96», МБОУ «СОШ № 125», МБОУ «СОШ №126», МБОУ «Павловская СОШ», МБОУ «СОШ ГО ЗАТО Сибирский» и лицеев - МБОУ «Лицей №86», МБОУ «Лицей №101», МБОУ «Лицей №122», МБОУ «Лицей №2», МБОУ «Лицей «Сигма».
Стажировка проведена по теме: «Организация интерактивной работы обучающихся с использованием банка открытых заданий по функциональной грамотности, размещенных на платформе «Российская электронная школа». В начале мероприятия участники прослушали видеообращение Татьяны Николаевны Райских, заместителя директора по научной и инновационной работе КАУ ДПО АИРО имени А.М. Топорова, в котором она актуализировала ряд важных задач по формированию функциональной грамотности.
Директор гимназии Лариса Михайловна Вялкова и заместитель директора по УВР Тарасова Ольга Владимировна рассказали гостям о работе, приводящейся в образовательном учреждении, позволяющей формировать необходимые навыки функциональной грамотности у учащихся.
Учитель математики, Вершиловская Снежанна Геннадьевна, поделилась своим опытом в отработке заданий по развитию математической грамотности на уроках математики в 8-х классах. Она продемонстрировала фото и видеоматериалы урока, на котором обучающиеся решали задания на цифровой платформе «Российская электронная школа», рассказав, как в интересной и интерактивной форме организовать групповую работу обучающихся с банком открытых заданий и тем разнообразить обычный урок.
После педагогам было рассказано о проведении кейс-чемпионата по развитию функциональной грамотности среди школьников 7-х классов на базе МБОУ «Гимназии №79», который состоялся 28 октября 2022 года. Кейс-чемпионат являлся апробацией мероприятия, разработанным творческим коллективом учителей в рамках Летней филологической школы и состоял из пяти туров: «Визитка», «Биатлон», «Блиц-турнир», «Черная метка», «Я-креативный». Учитель английского языка Батурина Екатерина Геннадьевна, непосредственно ответственная за проведение этого образовательного события, объяснила, что ребята очень творчески подошли к решению заданий и подготовке к чемпионату. Данное мероприятие позволило детям научиться работать в команде, находить нестандартные решения заданий по функциональной грамотности, проявлять свою креативность и неординарность.